Ваад Мохаммед — молодой, но успешный дизайнер из Дохи. Она привезла свою коллекцию одежды в Москву в рамках Перекрестного года культуры Катара и России 2018. «РБК Стиль» расспросил Ваад о современной женской моде в Катаре, шейхе Мозе и местном люксе.
О модных ценностях и тенденциях одного из богатейших государств мира известно не так уж много. Отправившись в поисковик, вы, скорее всего, обнаружите информацию о безукоризненном стиле шейхи Мозы и узнаете, что компания Mayhoola, принадлежащая королевской семье, владеет домами Valentino, Missoni, Anya Hindmarch, Pal Zileri и Balmain, а не так давно сражалась за Lanvin. Что касается повседневной моды, привычек катарцев и их предпочтений - тут больше вопросов, чем ответов.
Совсем недавно, в Мультимедиа Арт Музее в Москве прошел модный показ с презентацией ювелирного искусства современного Катара. Оба мероприятия разрушили множество стереотипов. Представляете себе золото, шитье, кричащую роскошь или бесформенные балахоны, скрывающие очертания тела? Все это осталось в прошлом. Современная катарская женщина разбирается в моде не хуже ,а то и лучше жительницы любой европейской страны, предпочитает минимализм, а в качестве ролевой модели выбирает эффектную шейху Мозу.
За последние годы в Катаре многое изменилось, и молодое поколение выглядит иначе, выбирает свой путь, в том числе и в моде.
Некоторые девушки и женщины покрывают голову, некоторые нет, кто-то умеет ловко сочетать современные западные тренды с нашим культурным наследием, объединяя подиумные образы с национальной одеждой — абайей. Этот подход не мог не сказаться на местных дизайнерах.
Мои клиенты хотят выглядеть современно и модно, соответствовать духу времени. У абайи может быть свободный силуэт, она будет скрывать тело, но крой при этом будет интересным, рукава будут украшены оборками, на ткань будет нанесен рисунок, принт или вышивка.
Я бы сказала, что перемены в дизайне начались 2-3 года назад, когда минимализм снова стал популярен, в том числе в Катаре. Абайи стали такими, какими вы видите их сейчас.
Стоит отметить, что женщинам очень комфортно в абайе, и мы сами не хотим лишний раз обнажаться. Обратите внимание на то, что закрытая одежда, свободные силуэты и все то, что называют новой женственностью, становится все популярнее в мире. Люди предпочитают Celine авторства Фиби Файло, а не Эди Слимана. «Modest fashion» занимает важное место в современной моде, и мне очень по душе то, что западные дизайнеры уделяют внимание этому феномену.
Катарские дизайнеры очень популярны на родине. Дело в том, что абайя — это фактически вещь первой необходимости, мы носим ее каждый день. Нужно подходить к моде осознанно, нельзя завышать цену, нельзя делать некачественный продукт. Я хочу привлечь как можно больше клиентов, причем не только у себя на родине, а далеко не все могут позволить заплатить 1500 риалов за одну вещь (около 27 500 руб.). Поэтому у нас есть абайи за 400 риалов (около 8000 руб.), и знаете, это наши бестселлеры. Я делаю их с 2016 года и получаю около 30-40 заказов каждый день. По сути, именно эти базовые вещи и приносят основной доход. Дорогие абайи, сшитые по меркам клиентки, могут купить 2-3 человека в день.
Я мечтаю, что однажды мои вещи будет носить шейха Моза. Это самая желанная клиентка для любого катарского дизайнера. Даже не знаю, кто еще мог бы быть в одном с ней списке. Она лучшая, она мечта и номер один, который отделен очень жирной чертой от других.
Думаю, что Рианне очень пошли бы мои вещи, она хорошо пересекается с арабской культурой. Черная абайя прекрасно смотрелась бы на ней. Впрочем, Рианну я ставлю на третье место. На втором — шейха Мейса. Совсем недавно она даже опубликовала фото моей абайи у себя в соцсетях, и я раза три проверяла — не показалось ли мне.
Весной 2019 года шейха Моза запускает проект Arabian Fashion Trust, нацеленный на помощь молодым дизайнерам, и я очень верю в него.
С приходом к власти нынешней королевской семьи в начале 1990-х начала быстро расти экономика, стали развиваться искусство, культура, медицина, образование, стали появляться музеи. Королевская семья любит Катар и жителей государства, вкладывает деньги в страну, а граждане отвечают взаимной любовью. Сначала никто не верил в успех этих начинаний, но когда все правда свершилось, мы глазам не поверили: Катар расцвел, стал современным, культурным и модным.Что касается шейхи Мозы, то она задала настолько высокую планку для всех, что ее невозможно не то что перепрыгнуть, но даже приблизиться к ней. Лучшие культурные события Катара происходят исключительно благодаря ей. Она очень вдохновляет население страны и делает все возможное для граждан.
Абсолютно все смотрят на нее с восхищением, это фигура номер один, она практически растит новое поколение катарцев, вдохновляя их своим примером. Во многом именно благодаря шейхе у нас есть ощущение, что в нашей стране все едины и сплочены. Нет никаких политических партий и это прекрасно! Где бы вы ни произнесли имя шейхи, вы услышите «боже, храни ее».